Школа-гимназия №20 имени Титова
Телефоны приемной:
+7 (7252) 56-27-66
+7 (7252) 40‒20‒54
Версия для
слабовидящих
28
декабрь
2018

Как сохранить здоровье ребенка?










Высокое функциональное напряжение, которое испытывает организм первоклассника, определяется прежде всего тем, что интеллектуальные и эмоциональные нагрузки сопровождаются длительным статическим напряжением мышц. Причем для детей 6-7 лет статическое состояние наиболее утомительно. Так как при удержании определенной позы, например, при письме, длительную нагрузку испытывают спинные мышцы, недостаточно развитые у детей этого возраста, а сам процесс письма (особенно безотрывного) требует продолжительного статического напряжения мышц руки.
Обычные виды деятельности школьника становятся серьезным испытанием для физиологических систем. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а при ответе у доски и контрольных работах пульт учащается на 15-30 ударов, артериальное давление повышается на 15-30 мм рт. ст., изменяются биохимические  показатели крови и т.п.
Адаптация к школе – длительный процесс, включающий ряд этапов:
Первый этап– ориентировочный, когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Это «физиологическая буря».
Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит близкие к оптимальным варианты реакции на внешние воздействия. Если на первом этапе затраты организма чрезвычайно велики и организму приходится тратить все ресурсы, которыми он располагает, то на втором этапе эта «цена» снижается и «буря» начинает утихать.
Третий этап – относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее приемлемые для него варианты реагирования на ту или иную ситуацию.
Любая нагрузка, будь то усвоение новых знаний, длительное нахождение в вынужденной сидячей позе, общение в большом и разнородном коллективе, вызывает напряжение организма, вернее, его физиологических систем, и чем нагрузка больше, тем больше ресурсов расходует организм. Эти ресурсы далеко не безграничны, а длительное функциональное напряжение и связанным с ним утомление и переутомление могут привести к нарушению здоровья.
Длительность каждой из трех фаз адаптации составляет 5-6 недель, т.е. этот период продолжается до середины октября, а наиболее сложными являются первые 4 недели. Они характеризуются прежде всего достаточно низким уровнем работоспособности и ее неустойчивостью, усиленной и в то же время несогласованной между собой работой сердечно-сосудистой, эндокринной и центральной нервной систем. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с действием на взрослый организм экстремальных условий. Между тем и учителя и родителя часто, не осознавая сложностей физиологической адаптации, форсируют эту нагрузку, что еще больше осложняет и без того непростой период адаптации.
Несоответствие предъявляемых ребенку требований его возможностям ведет к неблагоприятным изменениям центральной нервной системы, резкому падению учебной активности, снижению работоспособности. У значительной части школьников к концу занятия отмечается резко выраженное утомление. И хотя считается, что наиболее трудный период физиологической адаптации организма к школьной нагрузке заканчивается на 5-й неделе обучения, весь первый школьный год (если сравнить его по психофизиологическим показателям состояния ребенка со следующими периодами обучения – во втором и третьем классах) можно считать периодом напряженной неустойчивой регуляции всех систем организма. Об этом свидетельствует нестабильность функциональной организации мозга в течение первого года обучения, особенно значительная к концу второй четверти.
В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе может протекать по-разному: выделяют группы детей с легкой адаптацией, средней и тяжелой. При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушение самочувствия и здоровья более выражено и может наблюдаться в течение первой половины года. При тяжелой адаптации значительные отрицательные изменения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.
Напряжение, испытываемое ребенком в начале обучения в школе, сказывается на его поведении: отмечаются двигательное возбуждение или, наоборот, заторможенность, плохой сон, снижение аппетита. Эти негативные реакции бывают тем больше выражены, чем резче переход от одного периода к другому. Первоклассники, посещавшие до школы детский сад, значительно легче адаптируются к школьной жизни, чем «домашние» дети, непривычные к длительному пребыванию в большом детском коллективе и режиму учебно-воспитательного учреждения.
Критерием благополучной адаптации детей к школе является улучшение их работоспособности на протяжении первых месяцев обучения, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений в состоянии здоровья и хорошее усвоение программного материала.
Хуже всего переносят адаптацию дети с неблагополучным периодом новорожденности, получившие внутричерепную травму, часто простужающиеся, страдающие различными хроническими заболеваниями и в особенности расстройствами нервно-психической сферы.
Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, - необходимость усвоения определенных знаний, умений и навыков. И, несмотря на то, что психологическая готовность учиться (желание учиться) свойственна большинству детей, реальная их готовность к обучению различна. У детей с недостаточным уровнем зрелости мозговых механизмов, обеспечивающих процессы восприятия, внимания, памяти, и потому испытывающих трудности в процессе обучения, будут самые большие трудности в адаптации к школе.
Основными показателями адаптации ребенка к школе являются адекватное поведение, установление контакта с одноклассниками, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Индикатором трудностей в адаптации является отклоняющееся поведение ребенка, которое легко заметить. Это может быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть, наоборот, заторможенность, депрессия, чувство страха, нежелание идти в школу. К подобным изменениям в состоянии начинающего ученика надо отнестись очень внимательно: «плохое» поведение ребенка может быть вызвано самыми разными причинами: нарушениями в психоневрологической сфере (такие дети нуждаются в специальном лечении), неготовностью к обучению или неблагополучием в семье (такие дети нуждаются в индивидуальной педагогической поддержке) и т.п. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем также могут вызвать отчуждение ребенка и отрицательное отношение к нему сверстников, а это рождает реакцию протеста: ссорами и даже драками, вызывающим поведением на уроках ребенок старается утвердиться, привлечь к себе внимание. Если вовремя не разобраться в причинах «плохого» поведения, не соотнести их с затруднениями адаптации ребенка к школе, у него может возникнуть стойкое нарушение эмоционального состояния и даже нервно-психическая патология. Иными словами, «плохое» поведение – сигнал тревоги, повод внимательно посмотреть на ученика и разобраться в причинах трудностей его адаптации к школе.
Одним из главных условий, облегчающих адаптацию к школе и обеспечивающих сохранение здоровья ребенка, является соответствие режима школьных занятий, методов преподавания и содержания школьных программ возрастным и индивидуальным возможностям первоклассников.
Десять советов родителям
Совет 1. Внимательно отнеситесь к готовности вашего ребенка начать систематическое обучение в школе. Помните, что дело не столько в его календарном возрасте (6 ему лет или 7), сколько в степени зрелости его центральной нервной системы, обеспечивающей функциональные и адаптационные возможности его организма. Это можно оценить по поведению ребенка, по его умению произвольно организовывать деятельность. Если есть сомнения, стоит посоветоваться со специалистами.
Совет 2. Необходимо поддерживать у ребенка положительное отношение к школе, желание учиться. Не пугайте его тем, что, если он до школы не научился читать, ему будет трудно учиться. Наоборот, объясните, что трудности будут, но их можно и нужно преодолеть. При выборе школы учитывайте желания ребенка и его возможности, а не только престижность образовательного учреждения.
Совет 3. На начальном этапе обучения старайтесь уделять ребенку как можно больше времени и внимания. Играя с ним, не навязывайте ему свои способы достижения результата, а дайте возможность найти самостоятельный путь к цели, поощряйте его инициативу, находчивость, изобретательность. Это поможет развитию поисково-исследовательского компонента деятельности.
Совет 4. Учитывая достаточную зрелость зрительного восприятия, старайтесь максимально использовать наглядность для совершенствования зрительно-пространственной деятельности, лежащей в основе чтения и письма, и наглядно-образного мышления, определяющего творческое развитие ребенка. Средствами для этого могут служить рисование, лепка, рассматривание картинок, в которых нужно  найти замаскированный предмет, а также решение различных интересных для ребенка задач, основанных на восприятии зрительных образов.
Совет 5. Не заставляйте ребенка читать как можно быстрее и правильнее. Если чтение дается ребенку с трудом, читайте ему вслух, повторяйте и обсуждайте прочитанное. Это привьет ему вкус к чтению и будет способствовать развитию познавательной активности.
Совет 6. При любых формах общения с ребенком (в игре, занятиях) помните, какое значение имеет эмоциональная привлекательность информации для ее восприятия, запоминания и формирования познавательной мотивации.
Совет 7. Постоянно помните о незрелости механизмов произвольного внимания и организации деятельности. Ребенку очень трудно подчинять свои действия инструкциям, если занятие ему неинтересно. Поэтому старайтесь сделать требуемую работу интересной, увлекательной, эмоционально значимой для ребенка. Особенно это относится к учебным задачам. Эмоциональная заинтересованность будет способствовать развитию познавательной деятельности ребенка, а значит, развитию его интеллекта.
Совет 8. Не делайте за ребенка уроки, предоставьте ему возможность для самостоятельного поиска путей решения с вашей помощью. Понимание материала, а не его зазубривание – необходимое условие формирования поисково-исследовательской активности ребенка.
Совет 9. При возникновении трудностей в обучении старайтесь понять из причину, выяснить, с чем они связаны: с незрелостью механизмов внимания, особенностями памяти, слабостью механизмов программирования тонкой моторики рук и т.д. Разобравшись, вместе с учителем или, если это необходимо, со специалистом-психологом, помогите ребенку преодолеть трудности. При этом необходимо иметь в виду, что некоторые трудности, возникающие у ребенка в начале обучения, могут быть связаны с адаптационными процессами, требующими большого напряжения всех систем его организма, а потому носят временный характер.
Совет 10. Не перегружайте ребенка дополнительными внешкольными занятиями, особенно в начале обучения в школе. При выборе предмета дополнительных занятий (музыка, иностранный язык, различные виды спорта) обязательно учитывайте собственные интересы ребенка.

Похожие публикации:

02 декабрь 2018 УСТАВ ШКОЛЫ
Прокомментировать
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Hpsuum
12 марта 2024 16:16
buy atorvastatin 20mg without prescription order atorvastatin 20mg purchase atorvastatin pills
Wdchkf
14 марта 2024 05:28
buy cipro 500mg for sale - keflex 250mg generic augmentin 1000mg for sale
Friccw
14 марта 2024 11:03
order baycip for sale - sulfamethoxazole sale augmentin 1000mg tablet
Ozwtod
17 марта 2024 00:42
metronidazole 200mg over the counter - buy terramycin 250mg buy azithromycin pills for sale
Dlvzvw
17 марта 2024 14:28
cost ciplox - order erythromycin 500mg sale order erythromycin 500mg for sale
Gdvnce
19 марта 2024 05:16
valtrex 500mg drug - oral diltiazem 180mg zovirax pills
Gvnshn
19 марта 2024 18:21
ivermectin 6 mg without a doctor prescription - cefixime online buy order generic tetracycline
Ecnawb
21 марта 2024 13:32
purchase metronidazole pills - where can i buy zithromax order generic zithromax 250mg
Ykizjz
21 марта 2024 20:32
ampicillin pills buy monodox online cheap buy amoxicillin medication
Azzixq
22 марта 2024 22:55
how to buy furosemide - buy candesartan 16mg order captopril 25mg pills
Lgdsgw
25 марта 2024 14:44
brand glycomet - buy combivir no prescription order lincomycin 500 mg online cheap
Dwzgxe
27 марта 2024 23:43
buy clozapine for sale - order generic altace 10mg buy famotidine 20mg generic
Secgcq
29 марта 2024 02:33
seroquel 100mg generic - buy generic luvox order generic eskalith
Pzszmp
30 марта 2024 15:36
buy anafranil 25mg generic - buy paroxetine 10mg for sale buy sinequan 25mg for sale
Rslmov
31 марта 2024 04:48
hydroxyzine 25mg brand - fluoxetine 20mg without prescription endep 25mg pill
Azjsko
3 апреля 2024 17:47
buy clavulanate for sale - ciprofloxacin pills order baycip generic
Fjsuah
3 апреля 2024 18:50
buy amoxil online - buy generic erythromycin ciprofloxacin tablet
Vxbztb
9 апреля 2024 02:45
buy cleocin 150mg generic - chloramphenicol usa chloramphenicol cost
Lbdyco
9 апреля 2024 16:39
purchase zithromax pills - tindamax 300mg pills brand ciplox 500mg
Tckfml
12 апреля 2024 09:22
ivermectin coronavirus - eryc medication cefaclor capsules
Btxiyq
12 апреля 2024 17:41
purchase albuterol generic - buy promethazine paypal theo-24 Cr ca
Sgbmek
15 апреля 2024 02:54
purchase desloratadine - order flixotide generic best antihistamine for allergic rhinitis
Wcbzsy
15 апреля 2024 09:22
methylprednisolone 4 mg oral - buy astelin 10ml sprayers buy astelin 10 ml online cheap
Mtjlhe
17 апреля 2024 04:29
glyburide price - purchase micronase for sale order forxiga 10 mg pills
Vmkqbu
21 апреля 2024 20:28
lamisil medication - buy terbinafine pills for sale purchase grifulvin v pill
Rexcjs
22 апреля 2024 12:20
buy semaglutide generic - order rybelsus 14 mg pill buy cheap DDAVP
Cxvvfr
24 апреля 2024 00:43
ketoconazole medication - order generic itraconazole buy generic itraconazole 100 mg
Dfyojn
25 апреля 2024 13:48
famvir order online - buy cheap acyclovir order valcivir 1000mg generic
Kuxpau
28 апреля 2024 04:11
buy microzide generic - purchase felodipine sale bisoprolol cheap
Qwskft
28 апреля 2024 17:02
order lopressor 100mg online - micardis 80mg tablet adalat over the counter